Езжу за Зиланткон с 1997 года, последние 18 лет делала там Менестрельник. Но теперь, кажется, я нашла человека, который может сделать это лучше меня, - Яна Злочевская, я в тебя верю и всех призываю любить и жаловать! - и с чистой совестью начинаю новый большой проект. Хочу, чтобы было захватывающе, красочно и интересно. Не только мне, но и всем.
E-mail: ankaina@mail.ru
Тел.: 8-915-347-54-21
Руководитель площадки "Менестрельник" Яри (Елена Чернова) рассказывает о том, как развивается ролевая песня в две тысячи десятых годах.
Хэлка: Двенадцать лет назад, когда я пришла в РИ, на играх пели все. Своё, чужое, немузыкально, плохо - но пели. Даже мне как-то сломали гитару. Кажется, что сегодня поют только признанные менестрели - поют хорошо и профессионально, но новых лиц что-то не видно.
Яри: На играх, думаю, поют и сейчас. А вот для того, чтобы петь на сцене, действительно требуется не только желание петь, но и искусство. Было бы странно, если бы было иначе... Хотя я бы не сказала, что новых лиц у нас нет - каждый год к нам на Менестрельник приходят 5-10 человек, кого мы до того не видели и не слышали. Некоторые из них поют настолько хорошо, что выигрывают конкурс с первого раза. И через год-два-три, если не бросают петь и не исчезают с горизонта, они становятся теми самыми признанными менестрелями. Так, в свое время на конкурсе побеждали Хелависа, Канцлер Ги, Халдейка и многие другие... Думаю, и в этом году к нам обязательно придут новые певцы. Если хотите их услышать, приходите к нам тоже!
Хэлка: Много ли молодых менестрелей приезжает на Зилант? Многие ли из них разочаровываются, многие ли остаются? Совершенствуются ли они?
Яри: Обычно к нам на прослушивание заявляются около 20-25 человек. Многих мы уже хорошо знаем - они приходят к нам год за годом, используя Менестрельник для проверки и повышения уровня своего мастерства. Ведь наша площадка - это не только конкурс, но и школа певцов. У нас проводится целый ряд семинаров, на которых признанные мастера песни учат молодых тонкостям сложения текстов и музыки, искусству вокала, умению держаться на сцене и другим полезным вещам.
Разумеется, никто не думает, что за один-два семинара можно начинающего певца превратить в профи, - но семинары вполне могут показать, как и в какую сторону им надлежит работать, чтобы повысить качество своих песен. И те, кто потом в самом деле принимаются за работу, - по-настоящему совершенствуются. У нас много раз были случаи, когда молодой исполнитель, придя на конкурс впервые, проваливался на прослушивании, но годом позже уже выходил во второй тур, а со временем и выигрывал. Скажем, небезызвестные сейчас Кендер и Тимур Мазитов в свое время лет шесть подряд ходили на Менестрельник, с каждым годом демонстрируя все более и более высокий уровень. Пока наконец не стали абсолютными победителями и не переросли наш конкурс, отправившись в свой путь на большую сцену. Их записи сейчас можно найти и в интернете, и на дисках. Как и многих других певцов, чей успех начался с нашего Менестрельника.
Хэлка: Есть ли сегодня связи между КСП и ролевым движением?
Яри: Трудно сказать. Мы же не отслеживаем эти связи. Мы можем только наблюдать, как со временем меняется репертуар у наших певцов.
Скажем, стало появляться все больше авторов и исполнителей, поющих нечто достаточно отдаленное от "традиционной" ролевой песни. Да оно и неудивительно - ибо в последние годы почти половина участников конкурса ролевиками и не является. Стали все чаще всплывать русские народные мотивы, песни на стихи Есенина и Гумилева, городская лирика. Вместе с тем есть и тенденция "возврата к истокам", скажем, к текстам Толкина. В том же прошлом году дуэт "Хроника" весьма зажигательно исполнил песню "Мужик с Луны".
Хэлка: Ты говоришь, что больше половины участников не являются ролевиками - а кто они?
Яри: В основном это обычные жители Казани, в меньшей степени - гости из других городов, узнавшие о фестивале и решившие, что им не помешает немного сказки.
Хэлка: В ролевой среде сейчас популярны мюзиклы и рок-оперы. Оказывает ли это влияние на Менестрельник?
Яри: Я могу вспомнить лишь один случай такого влияния, зато очень яркий - когда Канцлер Ги победила на менестрельнике с пародией на арию Жака де Молэ из рок-оперы "Тампль".
Хэлка: Кто присуждает победу на Менестрельнике?
Яри: Победа присуждается коллегиальным решением жюри. В составе жюри традиционно заседают Алина Немирова, Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо), Рустем Якупов (Руст), Наталья Некрасова (Иллет), Роман Рогозинский (Эстедан) и другие признанные мастера и знатоки ролевой песни.
Хэлка: Какие инструменты сейчас популярны на Менестрельнике?
Яри: Как раньше, так и сейчас вне конкуренции гитара - абсолютное большинство исполнителей приходят именно с ней. Изредка встречаются гитары, оформленные под лютню или мандолину, в прошлом году Ян-Сар (Андрей Сасиновский) выступал с двухгрифовой гитарой. В последние годы все чаще встречаются электрогитары. А вот дуэты и ансамбли используют, что естественно, более разнообразный набор инструментов - там и флейта, и скрипка, и синтезатор, и даже арфа.
Хэлка: Кто за последние годы понравился лично тебе?
Яри: А это зависит от того, что разуметь под словом "понравился". Конечно, прежде всего запоминаются наиболее яркие песни и исполнители - скажем, в прошлом году меня "зацепили" песня "Корабль-призрак" Марии Збандут, "Свет", который исполнял Андрей Сасиновский (Ян-Сар), "Сердце спрута" Евгении Ежовой. Но вместе с тем мне весьма симпатичны и многие из тех, кто не сумел пройти даже первого тура. Скажем, дуэт "Цветень", который в прошлом году появился у нас впервые - если они будут учиться дальше и приходить к нам снова, то со временем у них есть все шансы вырасти в весьма достойных певцов. А еще очень радуют те, кто появляется не впервые, но поет заметно лучше, чем раньше. Всех их не перечислить, но за таких все наше жюри всегда болеет и радуется их успехам.